?

Log in

No account? Create an account

письма · мыслям


Асуры и дэвы

Свежие записи · Архив · Друзья · Личная информация

* * *
Недавно прочел книгу В.Ю. Крюковой "Зороастризм".
Собственно там нашел довольно интересный материал касающийся "дэв" и "асуров", который сейчас и процитирую:

"В глубочайшей древности, еще до разделения иранских и индийских племен под анху/асу подразумевалось не столько физическое существование или жизненный срок, сколько жизненная сила, космическая магическая потенция. Этим словом называли некое общее свойство, присущее разнообразным формам вселенной, космическую силу, пронизывающую все элементы и наделяющую их жизнью. Древнейшие индоиранцы еще не делали четкого разграничения между духовным и материальным, живым существом и неживым предметом, человеком и животным. Боги, люди, животные, растения, камни, воды - все было наделено своей мерой анху/асу, и в общем единстве и однородности вселенной каждый ее элемент - будь то божество или человек - различались только количеством анху/асу. Разумеется, больше всего этой силы было у богов, за ними следовали правители и герои, а затем уже все прочие творения. Поэтому неудивительно, что и в ведийской и в древнеиранской традиции ахурами называли обладателей величайших мер магической потенции, причем не только представителей божественной сферы, но и господ, властителей.

Итак, божеств и правителей именовали ахурами еще во время индоиранской общности. После разделения иранских и индийских племен слово сохранило свое значение у обоих народов. В ранних пассажах Ригведы в числе асур, или асуровских (поскольку слово одновременно употреблялось и в качестве существительного, и в качестве прилагательного), оказываются наиболее значительные боги: Индра, Агни, Сома, Митра, Варуна и другие. Далее, по мере автономного развития ведической религии, асурами в Индии стали называть темные, демонические силы в противоположность божествам-дэвам, которые в Иране, напротив, превратились в злых бесов. Очевидно, что такое противопоставление возникло не вследствие намеренного противопоставления, а входе самобытного становления каждой их религий, тем более что и авестийское ахура/санскритское асура "господин", и даэва/дэва "божество" (от глагола див - "сверкать, сиять"; во многих индоевропейских языках есть обозначающие божество слова, образованные от этого корня, например греческое теос, латинское деус, а в русском языке имеется близкое по смыслу слово "диво") изначально несут вполне положительный смысл.

Меня в этом вопросе заинтересовал этот весьма интересный факт. По сути получается, что для индоиранской протокультуры - не было различия между божеством и демоном, но как таковые они сформировались уже в позднем становлении религиозного культа.
Сам я к религиоведенью отношения не имею, так что прошу меня простить, если сказал давно известный для всех специалистов факт.
Мой вопрос именно к специалистам в данной теме, не знает ли кто хороших книг и материалов, на основе которых можно было бы проследить данное разделение изначального множества сверхъестественных существ?
Полагаю, что они должны касаться индоиранской демонологии и фольклора, поскольку пантеоны божеств как таковые - факт скорее социально-культурный, а низшая демонология в народных сказках описывает именно непосредственный опыт взаимодействия того или иного народа со сверхъестественным, на котором уже в дальнейшем и строятся концепции пантеона.
* * *
* * *
[User Picture]
On Июнь, 8, 2009 10:07 (UTC), biovizir commented:
В каком смысле проследить? Не очень понятно.
Проследить разделение на богов и демонов?
По видимому, снечала произошло разделение на два вида богов, которые затем вступили между собой в противоборство, а затем проэволюционировали и разделились на плохих и хороших.:)
Читай Веды и Авесту.
[User Picture]
On Июнь, 8, 2009 10:12 (UTC), nameless_child replied:
цель иная.
понятно что "плохой и хороший" бог - это игра человеческого эго.
няку дали - хроший, по жопе надавали - и бог уже вдруг плохой.

интересует именно изначальное множество, которое уже затем человечий ум начал дробить, ковырять и интерпретировать.

авесту и веды (не все правда) читал.
[User Picture]
On Июнь, 8, 2009 12:30 (UTC), biovizir replied:
Ну, вообще-то потом, тысячелетия спустя, в эпоху упанишад, пуран, и всяких божественных генеалогий плохость=непослушание триумвиру Брахма-Шива-Вишну. :)
Не уверен что человеческий ум способен ковырять, а тем более дробить богов.
[User Picture]
On Июнь, 8, 2009 16:35 (UTC), nameless_child replied:
имелось ввиду не самих богов, а именно что представления и трактовки опыта взаимодействия с таковыми.

мне здесь почему-то на ум приходят японские ками. они есть злые, есть добрые, но все одинаково - ками.
собственно ками-покровители - самые изветсные.
а значит в основе самого разделение и вычленения идет не значимость ками в иерархии самих ками, а именно "полезность" этого духа для человека.
* * *
[User Picture]
On Июнь, 8, 2009 10:14 (UTC), dragonsnest commented:
Похоже на игры ума. :) Принимая во внимание, что территория нынешнего Пакистана является древней страной Уддияной, о которой имеется много упоминаний, я бы отослал к Джамгону Конгтрулу "Мирриады миров". Там все четко расписано и книга достаточно доступна в бумажном варианте.
[User Picture]
On Июнь, 8, 2009 10:20 (UTC), nameless_child replied:
ну я почитал, вроде бы крюкова не особо фанатична.
т.е. сама по себе представляет академический взгляд на вещи.
[User Picture]
On Июнь, 8, 2009 10:35 (UTC), dragonsnest replied:
Я все-таки предпочитаю традицию, а не изыскания. :)
* * *
On Июнь, 8, 2009 10:27 (UTC), seraphira commented:
Очевидно, что такое противопоставление возникло не вследствие намеренного противопоставления, а входе самобытного становления каждой их религий

Сомнительно весьма, чтобы это было чем-то случайным, я бы поискала тут политический подтекст. Подобные превращения божеств в демонов не редкость, но практически никогда не имеют случайный характер. Так же несколько нелогичным мне кажется вывод о том, что для индоиранской протокультуры - не было различия между божеством и демоном. Что касается названия, тут да, небольшая накладочка, но сами понятия противостоящих сил никто не отменял.
[User Picture]
On Июнь, 8, 2009 10:35 (UTC), nameless_child replied:
ну, я тоже думаю что индоиранцы могли отличить мягкое от теплого.
меня интересует именно эта расстановка дэвы-асуры. и то изначальное множество из которого потом начали вычленять тех или других.
On Июнь, 8, 2009 11:29 (UTC), seraphira replied:
Ох уж эти дэвушки, всегда такие дуальные =))
* * *
[User Picture]
On Июнь, 8, 2009 18:11 (UTC), armodeus commented:
Я, признаться, ничего о начале деления не читал. Сложилось впечатление что и Дэвы и Асуры были Всегда.
* * *
[User Picture]
On Июнь, 9, 2009 15:41 (UTC), psyside commented:
на ранних ступенях цивилизации и государственности в Двуречье,главными считались бог неба Ан и богиня земли Ки, которые породили бога воздуха Энлиля, бога воды Эа (Энки)и т.д.
потом появились всякие плохие боги и их производные,типа Эрешкигаль-царице мира мертвых,подземного царства-жестокая и мстительная.
исходя из этого,можно предположить что деление становилось уже де-факто,т.е. по очереди создавали всякие невероятные существа,а потом приписывали им царсва,от чего они или плохие или хорошие,нашими или не нашими:))
* * *
On Июль, 9, 2009 17:41 (UTC), anon888 commented:
асуры придумали семейство пасленовых.
On Декабрь, 26, 2009 02:09 (UTC), svakarma replied:
источник? (упанишады, веды - ссылку на текст пожалуйста. я не издеваюсь, я тоже видел этого харизматичного сельского интеллигента в кепке, мне одно не ясно - откуда он это узнал)
* * *
On Май, 13, 2010 19:07 (UTC), tvido commented:
Материя, информация, мера (анху,асу)
Подробное описание мирового устройства с позиции этих трёх составляющих дал генерал Петров в Общей Теории Управления здесь http://kobtv.narod.ru/
* * *
[User Picture]
On Июль, 1, 2011 09:58 (UTC), funky_busting commented:
простите, а почему считается, что асуры вывели семейство паслёновых?
* * *

Previous Entry · Оставить комментарий · Поделиться · Next Entry