?

Log in

No account? Create an account

письма · мыслям


О "возвращении"

Свежие записи · Архив · Друзья · Личная информация

* * *
"Всюду, где появлялся молодой бог, его сопровождали взрывы энтузиазма и оргии. Возрастала его свита. Говорили, что его возлюбленной стала Ариадна — дочь критского царя Миноса, та самая, что помогла Тезею сразить Минотавра. Быть может, в этом — указание на критские корни культа Диониса.

В иерархии Олимпийцев Дионис был признан богом вина и веселья, а почитание его как бога плодородия впоследствии сплелось с культом Деметры. В Элевсине чтили его изображение. Но главным событием в истории дионисизма явилось его сближение с культом Аполлона. Этим, как мы увидим, было положено основание коренному переосмыслению и преобразованию религии Вакха.

* * *

Оргиастическая мистика Диониса родилась из стремления найти в природе вечную жизнь и спасение. Но в конце концов она лишь низводила человека до уровня животного. Впрочем, и это не совсем верно. Полного возвращения к бессловесным для человека быть не может. То, что естественно для зверя, у людей нередко становится болезнью, безумством и извращением. Им не дано безнаказанно отрекаться от разума, от совести, от духа. Человеку открыт лишь один естественный путь — путь к восхождению. Попытка же спуститься вниз, к чисто природным слоям бытия, несет лишь иллюзорное освобождение, повергая вслед за тем в мутный хаос беснования и распада.

Однако опыт дионисизма имел для Греции не только отрицательные последствия. Он яснее дал почувствовать человеку его двойственную природу. Едва лишь затухало пламя экстаза, на смену восторгам приходило тошнотворное чувство похмелья, горькое сознание своего бессилия. Казалось, будто на человека, в какой-то миг ощутившего радость свободы, надевали цепи; он вновь становился узником Судьбы, рабом Ананке — Необходимости."
(С) А. Мень. "Дионис, Логос, Судьба"

В этой формулировке лежит, на мой згляд, одно из ключевых, базисных понятий, отличающих мир языческий от мира христианского. И я готов подписаться под каждым словом, лишь бы хоть один из практиков понимал суть сказанного безотносительно культа, религии или человеческих иллюзий, а в чистом видении корня природы вещей.

Для нас нет, не было и никогда не будет пути назад. У дороги нет начала и нет конца. И если синтез языческих исканий был совершен христианством - то это не хорошо и не плохо. Суть в том, что синтез был совершен, и в обретенной целостности стоит идти, но не искать прежнего, т.к. обретена новая природа, а не новое направление.

Я обретаю счатье быть птицой. Но не потому, что мое счастье быть птицей, а потому, что мое счастье быть человеком-птицей. Я радусь тому, что ощущаю себя ветром, но не потому что моя радость в том, что я - ветер, а в том, что я человек-ветер. Взаимосвязь и целостность не подразумевает под собой растворения в эссенции. Как раз наоборот, человек обретает гармонию взаимосвязи лишь после того, как стал чем-то самоосознаным в отношении сознания.

Синтез открыл людям нового Бога. Бога Судьбы, властного изменить что угодно вне зависимости от причин и следствий. Освободителя, спасителя, если угодно, от власти Ананке. Вместе с христианством человечесвто обрело самопроизвольность.

"СЛОЖНОСТИ"
К простоте возвращаться - зачем?
Зачем - я знаю, положим.
Но дано возвращаться не всем.
Такие, как я, не можем.

Сквозь колючий кустарник иду,
Он цепок, мне не пробиться...
Но пускай упаду,
До второй простоты не дойду,
Назад - нельзя возвратиться.

"О ВЕРЕ"
Великий грех желать возврата
Неясной веры детских дней.
Нам не страшна ее утрата,
Не жаль пройденных ступеней.

Мечтать ли нам о повтореньях?
Иной мы жаждем высоты.
Для нас - в слияньях и сплетеньях
Есть откровенья простоты.

Отдайся новым созерцаньям,
О том, что было - не грусти,
И к вере истинной - со знаньем -
Ищи бесстрашного пути.

(С) З. Гиппиус
Метки:
* * *
* * *
[User Picture]
On Июнь, 13, 2007 17:19 (UTC), raiv_ixx commented:
А я бы хотел помянуть индийцев, с их двумя путями - тантрой и йогой... йога действительно про Логос, а тантра о познании себя через мир, природу... И они вполне сочетались, и противоречия, антагонизма между этими 2-мя течениями не было. Путей - много... И на мой взгляд говорить про то, что что-то есть возврат к старому, не понимая его сути до конца - это неправильно... Дионисизм и христианство - принципиально разные. И зачем объявлять что-то худшим, а что-то лучшим?
[User Picture]
On Июнь, 13, 2007 17:34 (UTC), nameless_child replied:
тантра и йога - не антагонисты. и то, и другое - про Логос (если этот термин вообще употребим к идийской системе).
здесь где-то сказано о худшем или лучшем?
[User Picture]
On Июнь, 14, 2007 10:38 (UTC), raiv_ixx replied:
хмык... значит я так понял. сорри
[User Picture]
On Июнь, 14, 2007 11:09 (UTC), raiv_ixx replied:
мысль была про то, что без разницы куда идти - вверх или вниз - главное сохранять постоянство...
* * *
On Июнь, 15, 2007 12:21 (UTC), ex_gorynych commented:
И мне , и я.
Давно эту мысль думаю. Только с другой стороны.
Есть мечта проследить переплетение родовых линий между богами и людьми по мифам древней Греции.
* * *

Previous Entry · Оставить комментарий · Поделиться · Next Entry