?

Log in

No account? Create an account

письма · мыслям


право на ошибку

Свежие записи · Архив · Друзья · Личная информация

* * *

Шаман не имеет права на ошибку.

Это очень древний закон, согласно которому наши предки устанавливали нормы общения со служителями невидимого, с людьми силы, с ходящими с в мире духов.

Древний обычай наделял человека, прошедшего испытания и овладевшего потусторонними способностями, великим почетом и уважением. И основой этого был тот факт, что шаман никогда не ошибается. Он видит и знает все, духи сообщают ему грядущее, а прошлое с настоящим подвластны его пению и танцу. Шаман всемогущ. И любая неудача, промах, ошибка – это его воля. Злая воля.

Добрые шаманы – хорошие шаманы. Они полезны. Они помогают и заботятся. Их незачем бояться, но есть за что уважать.
Злые шаманы – плохие шаманы. Они бесполезны для племени. От них нет помощи и заботы. Их есть за что бояться, но их не за что уважать.

И зачастую переход из первого во второе – дело одной ошибки.

Мир развивался, развивались люди, их мир становился сложнее и многограннее. Многому были даны объяснения, все меньше оставалось факторов риска... Вот только шаманы мешали. Несмотря на все придуманные объяснения – шаман всегда выигрывал, всегда оказывался прав. Сколько бы человек не объяснял, не придумывал, не уверял себя – одно слово шамана расставляло все по новому, неведомому закону иррационального, интуитивного и ужасно неудобного мира.

Очень немного потребовалось времени, чтобы человек перестал доверять шаману.
Человек придумал свою картину мира, красивую, удобную, уютную, а главное – контролируемую и абсолютно точно вычисляемую. У него был объект и было восприятие. И объект в его картине мира всегда можно было воспринять – для этого просто надо было отказаться от шаманских сказок про Невоспринимаемое, невещественное, духовное. И все бы хорошо с этим духовным, но вот беда – его нельзя пощупать, а значит и картину мира четкую оно не создаст. Неудобно, бесполезно. А какой у нас бесполезный шаман? Правильно – плохой.

Наступил момент, когда и добрый шаман, и плохой шаман стали одним и тем же – обманщиками. У них не было теперь ошибок. Они сами стали ошибкой.

Время шло. Шаманов становилось все меньше, а те, что оставались, предпочитали уходить куда подальше, или просто не ввязываться в общую игру. Не люди нужны шаману, а шаман людям. Шаман свободен… разве что теперь он старался не очень трогать людскую картину мира: во-первых опасно, а во-вторых неприятно делать другим больно. У людей свои боги, свои законы и свои жрецы. У них все правильно.

Люди развивались дальше. Их картина мира за века устойчивости и порядка стала крепкой и надежной. Шаманы к тому времени давно привыкли молчать и рисовать непонятные картинки в красивых книжках и на потолках особенно богатых людей. А что такого? «Картинка и картинка – будит воображение» - думал человек. А шаман рисовал, писал, придумывал реторты с перегонными кубами, винты, занимался архитектурой, поэзией, философией – он делал все то, что так любил – он занимался творчеством. Иногда учил этому людей. Получалось плохо, но забавы ради и то было приятно.

В целом люди жили своей правильной жизнью, а шаман все играл, да забавлялся. Он легко ходил по людским законам, просачиваясь сквозь них, как вода сквозь сито. Шаман всемогущ, он может быть даже водой. Он обманывал людей не потому, что хотел этого, совсем нет. Просто люди договорились, что все действия шамана – это обман. Вот он и обманывал.

И все бы хорошо, но беда была в том, что так долго играя с людьми, шаман разучился быть серьезным. Он перестал быть внимательным к своим ошибкам. А значит, по древнему закону, перестал быть полезным. Это сейчас мы скажем: «Да что там, ну перестал, чего плохого? Люди сами не брали. Шаман тоже человек. Имеет свою свободу действий». Это сейчас мы умеем рассуждать (да и то не все). Но тогда, к сожалению, люди не умели рассуждать свободно. Им больше нравилась крепость картины мира, нежели возможность взглянуть на мир иначе.
А, между тем, шаману было плохо. Шаман живет древними законами, очень древними. Люди думают, что это они придумали их когда-то по глупости. Но шаман помнит, что законы древние придумала сама вечность, а люди их только повторили. Так вот, шаману было очень плохо. Он совершал ошибки, и переставал быть полезным. Перед лицом вечности он стал плохим шаманом.

И вот тогда началась беда. Были те шаманы, кому стало в игре совсем безразлично, хорошие они или плохие. Люди им все равно не верили и осуждали, так чего зря терять силы? Плохие шаманы стали играть плохо. Их игры выпивали людей, заставляли становиться очень слабыми и глупыми. Их игры были следствием ошибки и шаманы знали это. Но не было никого, кто бы мог понять, что все их игры – всего лишь игры. Надо просто отказаться в них играть и ничего страшного не произойдет. Но люди жили в жесткой картине мира, и для них было невозможно выйти из нее. Страшно. Плохие шаманы начали использовать картину мира людей. Вертеть ее как им вздумается, играть ею. Ну и, само собой, они ее между собой не поделили.

Бедные люди остались запуганными хомячками в клетке своих суеверий. Вначале они для храбрости смело их называли просвещением и религией, законами и порядком, они давали им гордые имена, такие как: Правое дело, Великая заслуга, Значимое событие – и еще много-много других. Но потом оказалось, что даже эти громкие и красивые имена не смогли защитить людей от страха перед неизвестными поворотами их клетки. А во вне сияли безумством лица плохих шаманов, и лихорадочный смех звучал со всех сторон… А клетка кружилась, кружилась, кружилась…

Шаманы долго думали, что бы такого придумать интересного с хомячками. И потом решили, что гораздо интереснее будет хомячков их клетки общей вынуть и каждому свою собственную сделать. Страху люди натерпелись немалого. Целыми толпами их вынимали с насиженных мест общей клетки и сажали в какие-то непонятные конструкции в полном одиночестве. Шаманы задумали битву клеток. Люди не узнавали друг друга в разных клетках, но видели только устрашающие формы неизвестных объектов (в этом и была особая задумка плохих шаманов). И вот люди начали сражаться друг с другом. Они не понимали, что это тоже люди. Они видели только клетку. И самое ужасное было в том, что сердца людей заполнила злоба. Злоба на неизвестное. Если раньше шаманов считали просто обманщиками, то теперь хомячки поняли, что неизвестное, о котором говорили шаманы, не так уж и далеко, и совсем не иллюзорно.

И люди снова вернулись к шаманам. Они помнили, что когда-то шаманы умели общаться с неизвестным.
Но это были уже плохие шаманы. Люди не уследили за их ошибкой и по-прежнему полагали, что за шаманом надо просто следить, что шаман – хороший и ошибок у него еще не было. Они не понимали, что все кружащееся вокруг них безумство – и есть ошибка шамана. Он допустил ее за долгие годы изгнания и невозможности быть полезным. Но теперь шаман был плохим и ему уже ничего не стоило скрыть свои ошибки от людей.
Сколько клеток, столько и шаманов. Хомячки – народ плодовитый. Прошло мало времени, и у каждого шамана уже была целая армада свято преданных грызунов. И вот тут и начались настоящие битвы клеток.

Но были и другие шаманы. Они тоже сошли с ума вместе со всеми. Но их сумасшествие было игрой. Они знали, что сошли с ума. И именно поэтому не совершили ошибки. Нет ничего предосудительного в том, что кому-то нравится сходить с ума. Многие женщины с этим согласятся.

И вот когда дело подошло к битве хорошим шаманам надоело безумие. И они перестали в него играть. Они понимали, что хомячкам нельзя без клетки, хомячки не могут вернуться к древнему сразу. Поэтому они оставили своих хомячков в их клетках, но начали кормить мудрой пищей. Иногда в своих клетках они находили новых шаманов и вынимали их оттуда. «Шаман – это подарок Небес» - говорили когда-то. И были клетки во истину богатые звездами.

Конечно, хорошие шаманы не участвовали в общей битве клеток. Но вместо этого они захотели обмануть плохих шаманов. Те уже давно забыли себя, и были просто игрой в которой поселилась Сила, они давно перестали быть живыми. Но верные хомячки удерживали Силу в игре давно мертвых хозяев. Так и жили.

Хорошие шаманы пожалели других хомячков. Они объявили общий турнир, в котором победителю шаману, у кого самая лучшая клетка достанется приз – господство над общей клеткой, в которой снова окажутся все хомячки. Так добрые шаманы решили объединить разрозненных людей, надеясь на алчность играющей Силы.

Так и случилось. Прибыли все. Тогда большие хорошие шаманы рассыпали звездочки (маленьких хороших шаманов) из своих клеток по дну клетки и стали ждать, пока из всех клеток плохих шаманов выбегут хомячки. И вот случилось небывалое собрание людей. Они озирались по сторонам, радуясь красоте и просторности общей клетки, они пели и танцевали – было видно, что им нравится. Когда же люди встретились с другими своими братьями и сестрами, которых раньше не видели – они очень обрадовались.

Не было теперь клеток, которые делали людей неизвестными друг другу. Именно поэтому приказы их повелителей плохих шаманов к общей битве казались им смешными и глупыми. Они думали, что плохие шаманы шутят – и очень громко смеялись. Некоторые даже надорвали животы, но хорошие шаманы их вылечили.

Следующим шагом было отогнать заигравшуюся Силу от клетки. Плохие шаманы уже давно умерли, ибо не хотели признавать своих ошибок (а ведь ошибка лишает шамана полезности и вечность его отвергает) и проблема хороших шаманов была в том, чтобы куда-то отправить целое облако силы вокруг клетки.

На помощь шаманам пришла их любовь к играм. Они решили создать новые игры. Раз уж люди их так полюбили, и запустить в клетку. Но игры они придумали особенные – отныне игры не служили укреплением клетки, а наоборот, к каждой новой игрой давали человеку понять ее бесполезность. Сила просто любила играть. И она вошла в новые игры с не меньшим удовольствием, чем жила в плохих играх. Когда игры появлялись в клетке – со дна поднимались маленькие шаманы и кружились вокруг нее, они собирали людей и рассказывали им правила. В этих правилах были древние законы, законы общения с неизвестным.

Что же касается вопроса доверия, то тут на помощь пришел опыт шаманов. Они пообещали следить друг другу за ошибками. Теперь, если их игры переплетались – они помогали друг другу, делились силой и знанием. Они поняли, что игры людей не то место где можно делать ошибки. Не потому, что этого делать нельзя, совсем нет. Просто шаману невозможно ошибиться в игре человека. Каждая ошибка для шамана становится предупреждениям. А дальше существует только свободный выбор – либо отказаться от ошибки, либо отказаться от вечности.

Так люди начали взрослеть и очень скоро им для общения с неизвестным стали не нужны шаманы. Шаман снова стал бесполезным… но он уже ничего не мог с этим поделать. Он продолжал рисовать картины, писать стихи, изобретать машины – все напрасно. Человек научился всему этому очень хорошо, он научился работать с неизвестным. Шаман оказался бессилен стать человеку полезнее человека. Безвольно, он нарушил древний закон, но почему?

И вечность отнеслась милосердно к унынию шаманов. Усталым и потерявшим веру в себя она объяснила, что ее законы – это всего лишь игра. Игра, в которую просто надо перестать играть для того, чтобы ее понять. Что в этой игре нет полезных и бесполезных, но есть только элементы… И шаманы вышли из игры. Они оставили своих младших братьев шаманов рядом с людьми, потому что некоторым из них все еще требовалась помощь, а сами ушли в вечность.

И вот наступил век современности. Век, в котором ошибка вписывалась в теории постижение неизвестности. Теперь ошибка не была бесполезной вещью – теперь ею пользовались как инструментом и критерием. Они стала приносить пользу.

Но вот парадокс, древний закон до сих пор действовал. Среди людей всегда остаются те, кто ищет шаманов и их Силы. Им нужна помощь невидимого. Они вполне понимают, зачем нужен этот контакт, у людей есть множество книг, открывающих им глаза на незримое. Они ищут шамана с четкой целью, и цель шаману излагают. Но вот осталась в людях одна детская черта. Несмотря на свою обретенную мудрость и силу в контакте с неизвестным они до сих по-детски упрямы в старой игре: «шаман не имеет права на ошибку».

И вроде все давно понятно, и вроде все давно известно, что нет предела познаваемому, что недоказанное не есть несуществующее, что кругозор надо расширять, что узость позиции мешает постигнуть суть вещей… Но шаман на ошибку права не имеет.

До сих пор, человек, ведущий других в неизвестное, (ученый, философ, маг, мистик) у ведомого стада двуногих хомяков остается все тем же древним шаманом. Он наделен почетом и уважением, у него в руках вся власть, но только не над ошибкой.
Люди не способны выйти из древней игры самой вечности.
Они не способны понять, что неизвестное и есть ошибка. Одна большая ошибка всего, что существует вокруг них.

Сколько бы люди не играли в мудрые игры, сколько бы не учились у лучших из шаманов – неизвестное всегда для них останется игрой. А в игре все должно быть честно. И если ошибка – значит обман. Злая воля шамана.

И вроде все уже перепробовано. Даже сама Вечность обещала всех уничтожить и испепелить, если люди не поймут значения ошибки. Не поймут, что за закон кроется за древними словами «не имеет права на ошибку». Все напрасно.

По-прежнему к неизвестному человек приходит со своими играми любви, знания, заработка, защиты, покровительства, секса, благополучия, мести, уважения, славы… И все это ему должен дать шаман. Иначе он бесполезен. Человек не понимает, что он не нужен шаману, а это шаман нужен ему. Шаман уже давно понял всю бессмысленность слова «бесполезен», ибо в отличие от человека помнит слова вечности.

Но по-прежнему если приворот не срабатывает, дождь не идет, кружка не двигается по столу сама, бог не отвечает, эксперимент не удается, статья оказывается ложной – человек загорается древним пламенем атавизма правосудия. Он подобно зверю с убогой дубиной начинает кидаться на объект своей неудачи или разочарования. Так туземцы истязают своих идолов. Дети в песочнице дерутся. И все через «хи-хи», да «ха-ха».

И хорошо, если шаман попадется терпеливый, прощающий.
А то ведь как бывает:
«Хи-хи» – и с семьей в автокатастрофу, дети инвалиды, ты труп.
«Ха-ха» – и рак шейки матки через 15 лет.
«Хо-хо» – и нет у тебя ни друзей, ни близких, и подыхаешь от язвы желудка в канаве.

И так и хочется сказать, а не хватит ли уже детей из себя корчить, да смеяться, когда слушать пора? А нет, не умеем.
И ведь потом будут пенять на злую волю, на ошибки, на несправедливость… А оглянуться и посмотреть, что нет никакой злой воли, что мнимая ошибка – это ответ вечности и просто так случилось, что он проходит через шамана – не хватает смелости. Древний закон – это слова страха исказившие суть игры.

Ну не может себе человек вообразить, что вечности (или Богу, богам – как угодно) глубоко плевать на то, как человеку больно или плохо. Вечность играет, а человек серьезен. Бессмысленно серьезен. Цель шамана не помочь человеку выиграть, а позволить ему выйти из игры. А это только во власти ошибки. Запнуться, остановиться и подумать, осознать. Хотя бы раз человек смеялся над собой, а не над тем, кто подарил ему ошибку, хотя бы один раз задумался, почему существо, держащее в своих руках нити Силы и властное над миром ошибается.

Сколько гордыни должно быть в глупце, чтобы тысячелетия своего существования оставаться слепым и слабым? Сколько терпения осталось у вечности? Ведь человек - это просто ее игра, а игры надоедают…

Метки:
* * *
* * *
[User Picture]
On Май, 21, 2006 17:14 (UTC), anxana commented:
Сказки сочиняешь? Это хорошо, хорошо...
:)
[User Picture]
On Май, 22, 2006 05:58 (UTC), dragonsnest replied:
Злая, товарищ ищет свой Путь, а она фыфыкаит. :))
[User Picture]
On Май, 22, 2006 09:32 (UTC), nameless_child replied:
да нет, просто играюсь :)
On Май, 22, 2006 12:17 (UTC), (Анонимно) replied:
Я не злая. Правда-правда:) А товарищ и без моих комментариев всё знает:)))
[User Picture]
On Май, 22, 2006 10:47 (UTC), nameless_child replied:
кстати, ты первая кто просек, что это просто сказка :)
все остальные восприняли это как жесткое ИМХО :)
* * *
On Май, 22, 2006 10:29 (UTC), (Анонимно) commented:
Харашо написал.
дельно и полезно.
* * *
[User Picture]
On Май, 30, 2006 17:40 (UTC), lloronna commented:
Спасибо...:)
* * *

Previous Entry · Оставить комментарий · Поделиться · Next Entry