?

Log in

No account? Create an account

письма · мыслям


Феня и язык консалтинга

Свежие записи · Архив · Друзья · Личная информация

* * *
Давно обдумываю интересную аналогию современного профессионального жаргона и бандитской "фени". "Феня" изначально создавалась с двумя целями: шифрование и обман. Шифровали язык с понятными целями - от передачи данных без потери смысла до не распознаваемых быстрых предупредительных сигналов ("шухер" тот же). Обман был более изощрен - слова маркеры употреблялись в случае, если подельнику (читайте - вашему компаньону по предстоящей презентации для потенциального заказчика) надо было дать незаметную жертве, но совершенно ясную команду к тем или иным действиям. При этом маркеры сочетались со словами обычной речи как бы для шутки и сами по себе имели шутковатый или кликушный оттенок. Например, слова «яхонтовый мой» использовались гадающей (т.е. отвлекающей) цыганкой для обозначения для подельника жертвы, которая имеет при себе доступные для кражи ювелирные изделия или драгметаллы. Так вот в современной финансовой, IT и консалтинговой среде используется тот же принцип. Отчасти его описал еще Пелевин в GП, но только первую, вводную часть "развода цацками" (пиджаки от кутюрье, дорогие часы и тачки S-class, все - в кредит). Первое, что делают специалисты, это грузят "лоха" обоймой ужасающих терминов, непонятных словосочетаний и аббревиатур. Это дает эффект семантической дезориентации - беседа как бы идет, но человек уже лишен возможности на нее активно влиять в самой важной ее части – где излагается суть предложения. За этим идет стадия «разъяснения» - специалисты делают повторный заход и все то же самое рассказывают клиенту, переводя на человеческий язык, но тут автоматом срабатывает два скрытых момента влияния. Во-первых, клиент убеждается в способности исполнителя «говорить на его языке» - он был потерян, а тут его сориентировали и дали свободу выразить потребность на языке «реальных терминов» (на самом деле насквозь выдуманных, ведь главное тут не красота терминов, а ограниченность их функционального объема – человеку множеством сложных слов рассказывается о примитивном и минимальном пакете услуг, но он должен верить в сложность и уникальность продукта, который покупает). Во-вторых, ему дают вкусную иллюзию понимания – вот он не знал, что такое KPI по ROI в конверсии на волатильность базового дивидента в среде миноритарных активов капитализации, а тут знает, что это такое оправдание стоимости клика в сомнительной рекламной кампании, приносящего реальную (но почему-то виртуальную) прибыль компании не прямо вот деньгами, а как бы их некоторым суммарным общим выражением, если взять и всю компанию его сейчас продать. Иллюзия понимания - это игра на эго заказчика. Заказчик должен быть уверен, что говорят на его языке, по его понятиям и с душой (тоже его). По маркеры для компаньона в целях влияния на заказчика рассказывать не буду, вдруг это прочтет злонамеренный субъект ^_^
Есть еще очень много аналогий с техниками воровского развода. Но я так понял, за это люди платят деньги, чтобы узнать, и сами почему-то не допирают. Не о них сейчас речь. А об этике.
Раньше я сам был сторонником того, чтобы знать, как можно больше формулировок для кратких обозначений, современных терминов… Но, когда выяснилось, что из 100 легитимных методов просчета эффективности рекламы – ни один не используется как рыночный эталон с точки зрения экономической науки, все стало как-то яснее. Это было уже давно и с тех пор, встречая новый термин я в первую очередь стараюсь его перевести на русский язык. Без латинской семантики вообще. Не всегда это возможно, но зато всегда многое разъясняет о самом термине и о том, как объяснить все заказчику сразу без «мистерий». И саму экономику начинаешь понимать гораздо лучше, во всяком случае в разрезе российских реалий. И вот что забавно – модель Фромма об укоренившемся в сознании масс садо-мазохизме работает здесь на ура. Если вы отказываетесь унижать заказчика его собственной тупостью – он сам займет это место и начнет унижать за тупую простоту вас (не интересно, как-то не искрит, что-то не изящно, чем вы отличаетесь от остальных не ясно и т.д.). Поэтому, волей судеб, сам использую данные схемы, тем более что все равно есть этичный выход с соблюдением общих интересов. Но что полезно – когда я слышу подобный наезд терминами на самого себя я точно знаю – на меня охотятся и у меня есть что-то полезное для данного человека. Вот тут начинается самое интересное ^_^
* * *
* * *
[User Picture]
On Июнь, 19, 2015 06:34 (UTC), ferrilt commented:
Как странно - кликнула по ссылке, которая должна была вести на ленту.ру, а открылся твой блог. да ты уже, наверное, и не помнишь меня :)
[User Picture]
On Июль, 25, 2015 06:57 (UTC), nameless_child replied:
привет. помню )
как жизнь?
редко сюда захожу - только чтобы что-то запостить.
[User Picture]
On Август, 5, 2015 08:08 (UTC), ferrilt replied:
Поживаю неплохо, переехала в Питер, блоги все тоже позабросила из-за отсутствия на них времени). Хочешь, в контакт добавляйся, поболтаем, ID psycho77 :)
* * *

Previous Entry · Оставить комментарий · Поделиться · Next Entry